Краевед Прикамья

 

с. Шляпники, Власиевская церковь

Страницы: 1
RSS
с. Шляпники, Власиевская церковь
 
с. Шляпники, Власиевская церковь, 23 мая 2006 г.

Фотографии (9 шт.) можно посмотреть и скачать на Яндекс.Диске: https://yadi.sk/a/6S4zWUtvP-WVuQ
P5234766.jpg (1.54 МБ)
 
Сведения о церкви из «Справочной книги Пермской Епархии на 1912 год» (Составил диакон Петр Ершов):

269. с. Шляпники, Власиевская церковь, деревянная*), построена 1837 г. Престолов 2. От консистории 130 в., от благочиния 21 в. 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик. Свящ. Ерминенгельд Влад. Первушин 37 л., ок. П. дух. сем., имеет наб. Диакон Василий Чумаков 22 л. Исп. должн. псаломщ. Василий Александр. Симовских 30 л., нач. уч.

*) При сей церкви строится каменный новый трехпрестольный храм.
 
Пермские епархиальные ведомости №20, 11 июля 1909 года, отдел неофициальный, стр. 432–435.

ЗАКЛАДКА ТРЕХ-ПРЕСТОЛЬНОГО ХРАМА В СЕЛЕ ШЛЯПНИКАХ, ОСИНСКОГО УЕЗДА

Второй благочиннический округ Осинского уезда с 1898 года богат сооружением и расширением новых деревянных и каменных храмов. Так, вновь сооружены были следующие храмы: в деревне Михиной – Медянского прихода, Починках или Телесе – Смурыгинского, Межевке – Ясыльского, Колпашниковой – Стефановского; расширены: в Опачевке, Суде двухэтажный, Ключиках, Ашапе; кроме того, идет заготовка материалов к расширению храмов в селах: Смурыгах, Медянке и Овчинниках.
Существующий ныне в Шляпниках двух-престольный храм деревянный, тесный, низкий: в холодном алтаре три, в теплом – около 4 1/4 аршин высоты, от чего при стечении народа по воскресным дням, а особенно в престольные и дванадесятые праздники, страшная духота и теснота.
Когда расширялись храмы менее состоятельных приходов, чем Шляпниковский, то шляпниковцы с завистию смотрели на это, о чем лично приходилось слышать пишущему настоящие строки от некоторых уполномоченных по постройке храма. По уходе на покой настоятеля Шляпниковского храма, протоиерея Н. С., и с назначением настоящего настоятеля церкви священника о. Ершова дело построения каменного храма быстрее начинает двигаться вперед. О. Ершов не устрашился той тяготы и тех поношений, какие приходится переносить ему от себялюбивых и честолюбивых крикунов.
Проект на сооружение храма, составленный Пермским архитектором А.Б. Турчевич, по заказу уполномоченных от прихода, во главе с о. настоятелем, был получен в 1905 году. Образцом храма послужил Никольский храм Мотовилихинского завода с добавлением к нему колокольни. Сумма, потребная по смете на построение храма в количестве 50 с лишним тысяч рублей, прихожанами принята; составлен приговор, утвержденный подлежащею властью. После утверждения проекта (1906 г.) был выбран и утвержден строительный комитет под председательством о. настоятеля.
Выемку земли, подвозку материалов, как то: камня, песку, извести, кирпича и др. прихожане пожелали выполнять натурой, чтобы уменьшить денежную раскладку по душам. К текущему 1909 году кирпича было уже приготовлено более полумиллиона, бутового, цокольного камня, уже обделанного, вполне достаточно для стройки и несколько тысяч рублей капитала.
Комитет постановлением своим решил сделать нынешней-же (1909 года) весной закладку храма. Найден был и подрядчик Илья Михайлов Дорногин, зарекомендовавший себя в нашем округе своею честностью, добросовестностью и точным выполнением взятого на себя дела, с коим и заключен договор. Храм должен быть в два света – трехпрестольный: средний – в честь свящ.-муч. Власия, правый – Гурия и Варсонофия, казанских чудотворцев, левый – Св. Духа.
Когда о. настоятель узнал, что Преосвященный Владыка Палладий в конце мая предпринимает поездку по 2-му округу Осинского уезда, а оттуда по Бирскому тракту в Красноуфимск, то просил членов комитета и прихожан поспешить к торжеству закладки храма, в виду возможности соединить его с посещением села Владыкою Палладием.
Работа закипела: усердно стали копать канавы, возить песок, известь, у одних распорядительность, а у других послушание не ослабевали, так что к 24-му мая к закладке все уже было готово. Предупредительный о. председатель за несколько дней всем (11) членам комитета и сельским старостам прихода распределил круг их обязанностей при имеющей произойти закладке. 20 мая было получено благословение Владыки и грамота на заложение храма и извещение о времени его прибытия в Шляпники на 28 мая, но чаяние Шляпниковцев, что Владыка примет участие в закладке, назначенной 31 мая, не осуществилось, – Владыка спешил в Сарсы тоже к закладке храма. Преподав Шляпниковцам свое святительское благословение на предстоящее богоугодное, святое и трудное дело, он уехал в с. Медянку на ночлег.
Извещения о дне закладки храма были приготовлены в значительном количестве и разосланы по окрестным селам и деревням. Вследствиe этого еще около 3-х часов пополудни 30 мая прибывал на конях и пеший иноприходный люд. К 5 часам уже вся площадь около постройки была усеяна пришедшим народом. Погода, до этого прекрасная, начала изменяться. В воздухе было тихо. Парило. Около 5-ти часов на западе появились тучки и вскоре пошел благодатный дождь.
В 6 часов начался благовест к бдению, которое совершал местный причт, при пении местного, хотя и небольшого хора, но довольно выразительного, по цифровым нотам оттенявшего смысл слов, песнопений, сладостных для души верующих. Ко времени выхода на литию и величание во главе с о. благочинным свящ. Ф. Адриановским с пятью иеpeями и 3-мя оо. диаконами на место закладки, погода прояснилась. Вместо второй кафизмы о. настоятелем было сказано слово импровизацией.
Погода 31 мая хмурилась. К 5-ти часам утра, времени совершения ранней литургии, площадь около закладки была усеяна народом, а храм наполнен им до страшной тесноты и духоты. В половине девятого начался благовест к поздней литургии, за коей о. настоятель говорил изустное слово, в котором, между прочим, проводил мысль о том, что созидание вещественного храма побуждает нас созидать в себе храм духовный, что как храмы вещественные мы украшаем, подобно Соломону, серебром и золотом, так и храмы духовные должны украшаться добрыми делами. В заключение своего слова сказал, что в вещественном храме св. церковь молится и будет молиться о нас, когда мы станем прахом, возглашая на каждом богослужении: «еще молимся о блаженных и приснопамятных создателях св. храма сего»... и т.д.
Когда кончилась литургия, вышел крестный ход к месту закладки в сопровождении всех тех священнослужителей, кои участвовали при служении бдения с о. благочинным во главе.
Погода как будто вторила торжеству. Когда смолк звон колоколов, воцарилась тишина и местным о. диаконом прочтена грамота на заложение, после чего о. благочинным громко, ясно сказано изустное слово, обращенное к строителям и созидателям воздвигаемого храма, кои бы вели святое дело построения храма в мире, согласии, единодушии, с упованием на Господа Бога и Его всесильную помощь, без тщеславия и гордости. Затем, призвав окружающий народ к молитве о ниспослании благодати Божьей на начинающееся дело, начал чин освящения места закладки.
В основание престолов положены металлические доски с изсеченною на них положенною надписью. По окроплении досок св. водою, о. благочинный читал надпись на каждой, а затем возливал на них елей, влагал в особые каменные футляры плиты, над которыми и водружались кресты.
Когда кончилась закладка и процессия возвратилась к столу, о. диакон возгласил: «паки и паки преклонше колена»... Минута была чудно умилительная. Священнослужители и народ опустились на колени, а о. благочинный громогласно прочел молитву: «Хвалим Тя, Господи, Боже сил, Спасителю наш»...
По отпуске о.о. диакона провозгласили три многолетия. Священнослужители возвратились с крестным ходом в храм, а народ стал расходиться по домам.

Участвовавший иepeй.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)



© 2012 – 2022. Краевед Прикамья

Все права защищены. Перепечатка только со ссылкой на авторский материал.
Разработка и поддержка: Рекламная студия «Рубин Системс»

Яндекс.Метрика   Top.Mail.Ru
Hand Made Studio MaryKat. Декоративные корабли для вашего интерьера.

×
Вход на сайт