Краевед Прикамья

 

Сергей Огарышев (Все сообщения пользователя)

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.
Священномученик Вениамин Васильевич Луканин (1875–1918 гг.)
 
5 сентября 2022 г. Ленино. Герои дня – православные люди, прихожане храма из поселка Уральский (под Нытвой). Дружно и быстро расчистили место предполагаемого захоронения о. Вениамина Луканина. Организовал приезд этой команды отец Вячеслав, священник из Уральского, с которым мы приезжали сюда 1 сентября. В таком блестящем результате большая его заслуга. Очень приятно было увидеть это чудо.
Изменено: Сергей Огарышев - 10.09.2022 18:08:00
Священномученик Вениамин Васильевич Луканин (1875–1918 гг.)
 
За день до поездки в Ленино мы с супругой купили поисковый щуп, поэтому мне не терпелось его опробовать в работе. И вот, во время приезда в Ленино с о. Вячеславом 1 сентября 2022 г., я отвел душу, хорошо им натыкался. Пот лился ручьем. Отца Вениамина найти пока не удалось, но какой-то фундамент мы обнаружили. Это очень важный момент. Фундамент нашли исключительно из-за того, что был щуп. Без щупа ничего бы не нашли. Место выровнено техникой, на поверхности камней нет, тут просто земляной лесной покров. Щупом наткнулись на камень на глубине сантиметров десять. Пока я его раскапывал, о. Вячеслав нащупал рядом еще один, далее еще и еще, так и вскрыли ленту фундамента. В одном месте я окопал его с двух сторон с целью разобрать кладку, чтобы убедиться, что это точно фундамент. Камни тяжелые, скреплены раствором, разбивать конструкцию кайлом было очень тяжело. Но зато теперь нет никаких сомнений, что мы точно зацепили какой-то фундамент, хорошо бы было, если бы он оказался фундаментом новопаинской церкви. Нужно его раскапывать дальше. Куда ни копни – везде уголь, что подтверждает имеющуюся информацию о том, что церковь сгорела. На месте церкви в советское время был построен интернат, он также сгорел. Наверное, уголь здесь сразу от двух пожарищ. Выражаю благодарность Карасеву Николаю из Санкт-Петербурга, потомку священноцерковнослужителей Маминых, служивших на территории современного Пермского края с середины XIX века (родственники известного писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка) за то, что оперативно помог найти нам щуп. Тот щуп, который рекомендовал мне представитель Следственного комитета, в настоящее время оказался снятым с производства, а щуп требовалось купить срочно. Николай подключился и очень быстро решил вопрос – нашел альтернативного производителя, позвонил ему и все выяснил. Щуп прислали из Санкт-Петербурга, я им очень доволен, с помощью этого инструмента мы сразу добились хорошего результата. Интересно, откуда в Ново-Паинское в царское время привозили камень, из которого сделали фундамент церкви?
Изменено: Сергей Огарышев - 06.09.2022 14:54:32
Священномученик Вениамин Васильевич Луканин (1875–1918 гг.)
 
1 сентября 2022 г. Ездил в Ленино показывать о. Вячеславу из Кудымкарской епархии место предполагаемого захоронения о. Вениамина Луканина, которое нужно очистить от деревьев и кустарников. Достал ножовку из багажника и спилил символически одну акацию. На следующей неделе о. Вячеслав привезет сюда людей, и они приступят к работе.
Священномученик Вениамин Васильевич Луканин (1875–1918 гг.)
 
14 августа 2022 г. по просьбе матери Сергии из Пермской епархии получил разрешение у председателя СНТ «Новопаянское» Барабаш Яны Яковлевны на вырубку деревьев и кустарников на месте предполагаемого захоронения о. Вениамина Луканина (на месте бывшей церкви и часовни в Ленино). Если разговор пошел о расчистке, то это значит, что епархия подошла к делу вплотную и намерена копать. Чего, собственно, я и ожидал уже немало времени. А Яна Яковлевна сказала, что её мечтой является выиграть президентский грант и поставить здесь часовню. «Потому что такое время сейчас, что без веры народу никуда».

16 августа 2022 г. привез в Ленино знакомого человека, который знает, что такое валить лес, чтобы узнать у него, сколько будут стоить работы. Сделал это, потому что мать Сергия попросила начать решать вопрос с расчисткой. Товарищ твердо сказал, что здесь должны работать три человека, полнедели, не менее. И назвал цифру: 70 тыс. руб. Крайняя цена 50 тыс. руб. Мне показалось, что это много, но тут я ничего не мог поделать. Если только вести сюда еще кого-то и еще раз прицениться. В этот день впервые за это лето я съел несколько горстей ирги. В Ленино ирга есть, а на нашем дачном участке, который в кунгурской стороне, ее всю очень быстро выклевали птицы, нам ничего не оставили. Хозяева куста ирги сказали, что можно собрать ягоду хоть со всего куста. Весь куст я обирать не стал, но ведерко для супруги набрал (интуитивно взял его с собой из дома), большое спасибо ленинцам за это.

22 августа 2022 г. мне позвонила мать Сергия и сказала, что к расчистке подключает Кудымкарскую епархию (входит в состав Пермской митрополии), в ведомстве которой находится Ленино, и попросила показать представителям епархии место работ. Через считанные минуты мне позвонил благочинный Кудымкарской епархии о. Вячеслав, и мы обсудили некоторые подробности предстоящего дела. Расчистка участка требуется для осуществления приборного поиска, который будет осуществлять представитель Следственного комитета РФ.
Дарение медистого песчаника в музеи Пермского края
 
1 июля 2013 г. медистый песчаник был передан в Пермский краеведческий музей. На фотографии – моя супруга Екатерина (слева) с Жужговой Ларисой Викторовной, заведующей сектором естественно-исторической коллекции отдела фондов. Ей очень понравились образцы.
Изменено: Сергей Огарышев - 03.09.2022 11:19:26
Мотовилихинский медеплавильный завод
 
Свидетельство о посещении Государем Императором Александром I Мотовилихинского медеплавильного завода и заводского госпиталя 2 октября 1824 года из «Отечественных записок, издаваемых Павлом Свиньиным. Части двадцать третьей» (Санкт-Петербург, 1825). Царь задал много вопросов по производству.

«Пребывание Государя Императора в Перми



2 Октября, в 9 часов утра, Его Величество приехал на главную городскую площадь, к разводу. По прибытии Его, солдаты Пермского батальона приветствовали Царя громкими восклицаниями, с обыкновенною военною почестию. Государь обошел весь фронт, и потом смотрел маневры; по окончании коих, за найденную отличную исправность, Гг. Окружному Генералу Портнягину, Бригадному Начальнику Афанасьеву и прочим Штаб- и Обер- Офицерам изволил изъявить Высочайшее благоволение, а нижним чинам пожаловал по три рубля на человека; сверх того 17 отличнейших солдат приказал отправить в Лейб-гвардию.
По окончании развода Государь, в сопровождении Г. Начальника Главного Штаба и других особ, в свите Его находящихся, изволил отбыть в Мотовилихинской казенной медноплавильный завод, в 4 верстах от города, вверх по течению реки Камы, отстоящий. В заводе осматривал фабрику, а казенным мастеровым, собравшимся во множестве видеть Августейшего посетителя, пожаловал 1200 р., удостоив Г. Берг-Инспектора Булгакова, при обозрении фабрики, многими по сему предмету вопросами. Из фабрики отбыл в заводский госпиталь, в коем, посетя больных, изволил отведывать изготовленное для них кушанье. Осмотрев госпиталь и завод, Его Величество, изъявя всем удовольствие Свое, возвратился г. Пермь, в сопровождении народа, не оставлявшего следовать за Государем в завод и обратно.
В 12 часов утра удостоен во 2-й раз, по предварительному Высочайшему соизволению, благосклонного приема, в кабинете квартиры Государя, Преосвященный Епископ Дионисий. Беседа его с Государем Императором продолжалась около часа. При отпуске Преосвященного, Государь изволил изъявить ему волю Свою, отслушать, в 7 часов вечера, молебное о предполагаемом путешествии пение, в зимнем кафедральном храме Св. Стефана, Епископа Велико-Пермского; но без звона, дабы не было стеснения в храме, от стечения народа. Почему к назначенному времени и приказано Преосвященным собраться клиру в зимнюю церковь.
В 5 часов по полудни, благоугодно было Государю Императору дозволить представиться Его Величеству, супруге здешнего Гражданского Губернатора и осчастливить ее милостивым разговором по предмету просвещения и воспитания женского пола в сей отдаленной стране Империи.
По выезде Государя Императора из квартиры в 7 часу вечера, все толпы обоего пола людей, стоявшие пред оною, обратились вслед за Государевым экипажем, в Архиерейский дом, – и в одно мгновение церковь и двор наполнились народом, так, что в оный почти уже не было свободного прохода. Приехав в Архиерейский дом, Государь Император, один, без всякой свиты, соизволил шествовать в жилище Епископа Иустина (бывшего Пермского), которое показано Ему встретившимся в ограде Архиерейского дома священнослужителем. Преосвященный Иустин не быв никем предварен о шествии к нему Императора в сей час, и полагая, что в священной особе Его Императорского Величества видит вшедшего в келью его кого-нибудь из свиты, к нему присланного, хотел идти на сретение Государя далее. Но Его Величество, изволив остановить сего почтенного старца, сказал: «благословите Меня!» Исполняя сие, Преосвященный Иустин, узнал Высокого Посетителя. Сердце его затрепетало от радости, и слезы покатились из глаз. Его Императорское Величество, в милостивом внимании к преклонным летам и болезням Преосвященного, изволил принудить его сесть на софе, а Сам сел подле него на поставленном стуле, и начав разговор; прежде всего спросил о летах Преосвященного. Последний отвечал, что он 76-ти лет. «Где вы родились, обучались и служили?» – Преосвященный в коротких словах донес Его Величеству, что он родился в Рязанской Епархии, получил воспитание в тамошней Семинарии, и поступив в монашество, отправлен в С. Петербург в должность Законоучителя Инженерного Кадетского Корпуса, где, по воле Императрицы Екатерины II, обучал вызванных в Столицу Греков Российскому языку, потом отправлен с Гр. Воронцовым, с Миссиею, в Венецию, в которой служил Иеромонахом, при бывших там Посланниках, Криднере и Мордвинове; наконец последовав с Миссиею в Вену, а оттуда вызван в С. Петербург, где и посвящен был в Архимандрита, а потом в Викарные Архиереи Казанскому Преосвященному. Состоя в сей должности, отряжен был в Иркутск для торжественного исследования и открытия новоявленных Св. Мощей Святителя Иннокентия. По возвращении же в Казань, сделан Пермским Епископом, и был в сей должности более 20 лет. – Выслушав сие, Государь Император двукратно вопрошать изволил: «довольны ли вы положенным вам ныне содержанием, и не имеете ли в чем нужды?» От щедрот Вашего Величества, отвечал Епископ, я получаю ежегодно 1000 рублей – и сею милостию Вашею почитаю себя совершенно довольным, не имея более ни в чем нужды. – «Чем вы нездоровы?» – По преклонным летам моим, всем и особенно головою, в которой чувствую беспрерывный шум. – «Не нужны ли вам какие в болезни вашей пособия?» – Не полагаю, чтоб какая помощь была действительна при моей глубокой уже старости; – здешний Доктор Граль, искусный и рачительный, в болезнях меня пользует. Пособия его виною продолжения дней моих до настоящего отраднейшего для меня события. – Выслушав сие, Государь Император изволил встать и спросить Преосвященнейшего: «не обеспокоил ли Я вас Своим посещением?» – Преосвященный со слезами отвечал: посещение меня Вашим Императорским Величеством пролило в душу мою самый целительный бальзам, радость и утешение; оживило ослабевающие силы мои, – и мне остается принести Вашему Императорскому Величеству всеподданнейшую благодарность мою, за доставление мне счастия, при последних днях болезненной жизни моей, видеть Августейшую Особу Вашу и изъявить пред Вами последний долг моей признательности за многие ко мне милости и благодеяния Ваши, которые понесу я с собою и в самую вечность. Благодарю Господа, что Он еще сподобил меня видеть, в Вашей Особе счастье любезного моего отечества!» – С сими словами по лицу почтенного старца потекли слезы. Государь Император тронут был усерднейшими словами и почтенным видом, сединою украшенного Архипастыря, и получа от него благословение, оставил Преосвященного, воспретя ему провожать Себя из первых дверей кельи. Преосвященный Иустин, расставшись с Августейшим Посетителем, тогда же принес благоговейно благодарственное песнопение Богу, с молитвою о многолетнем здравии Государя и всего Августейшего Дома Его. Силы старца сего, казалось, обновились после сего радостнейшего события».



Изображение «Портрет Александра I» выслал мне Карасёв Николай Сергеевич (Санкт-Петербург), потомок священноцерковнослужителей Маминых, служивших на территории современного Пермского края с середины XIX века (родственники известного писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка) http://permkraeved.ru/sec_perm_biographies/maminy-v-permskom-krae.html. Большое спасибо ему за это. Изображение отсканировано Николаем Сергеевичем из каталога выставки «Александр I. «Сфинкс, не разгаданный до гроба...», которая проходила в Государственном Эрмитаже с 27 мая по 2 октября 2005 года.

Описание портрета Александра I из каталога:

«Кипренский, Орест Адамович.
1782–1836
Россия

Портрет Александра I. Конец 1825 года

С бюста Б. Торвальдсена 1820 года
На изображении на ленте: Съ нами Богъ,
под изображением: Орестъ Кипренской –
Санктпетербургъ.
; ниже: 1825 и Двадцать пятый год благополучнаго царствованiя императора Александра

Литография. 36,7 х 37,5 см
ГЭ, инв. № 19296
Поступление: основное собрание
ИЗОБРАЖЕНИЕ НА С. 93

П.П. Свиньин, одним из первых видевший эту литографию еще в мастерской, писал: «Замечательный художник представил монарха в виде благотворного светила в России в венце славы. Вокруг его Зодиак,  на коем солнце, пробегая двадцать пятый раз благополучного царствования Александра, останавливается на знаке весов под XV числом – днем коронации. Мысль, исполненная поэзии, а рисунок достоин славы Кипренского» (Отечественные записки. 1825. Декабрь. С. 461–462).
Судя по этой цитате, портрет был выполнен незадолго до кончины Александра I и, вероятно, это последнее прижизненное изображение императора. С того же бюста Б. Торвальдсена Кипренским были исполнены еще три литографии».
Изменено: Сергей Огарышев - 30.08.2022 23:08:07
Жилинский песок – флюс для выплавки меди
 
Прямо как бальзам на душу.

В статье И.А. Печеркина «О геодинамических процессах на берегах Камских водохранилищ», напечатанной в сборнике «Гидрогеология и карстоведение», вып. 2 (Пермь, 1964), попалась короткое, замечательное слово о разрушении доломитов. Которое подтверждает, что мы на верном пути. Потому что копать доломит лопатой мы уже пробовали!

«Своеобразно разрушаются доломиты. Они в подземных условиях превращаются в кашеобразную массу и могут проходиться даже лопатой. Но порода, нагруженая в вагонетки, быстро твердеет и выгружается в виде одной глыбы (5). Точно такая же картина наблюдается на осыпях у подножий берегов, сложенных сульфатными породами, на водохранилище. Осыпь, ранее находившаяся в увлажненном состоянии, при высыхании покрывается коркой, цементирующей обломки и глыбы. Ниже корки порода часто находится в кашеобразной консистенции. Поскольку сульфаты легко растворимы, происходит обогащение карбонатами, и делювий даже вскипает при реакции с соляной кислотой».

Стр. 275–276.
Священномученик Вениамин Васильевич Луканин (1875–1918 гг.)
 
10 августа 2022 г. С кандидатом исторических наук Шумиловым Евгением Николаевичем и зятем Николаем из Москвы утром прибыли в Ленино. Осмотрели место предполагаемого захоронения о. Вениамина Луканина. Ждем приезда Зеляковой Натальи Васильевны, уроженки этого села и хорошо знающей его историю. Чтобы в последний раз все проговорить. К Наталье Васильевне приехала сестра Надежда из Ставропольского края, которая старше ее на 15 лет. Они обе едут в Ленино с другими родственниками. Сестру Натальи Васильевны мы тоже планируем опросить. Ждем их и наблюдаем местные достопримечательности, например забор из лыж. Евгений Николаевич нашел резиновую пробку, сказал, что аптечная. Я не знаю аптечная или нет, но в Новопаинском до революции аптека точно была. Место предполагаемого захоронения о. Венимина Луканина сильно заросло кустарником, деревьями и травой. Работы здесь будет не мало. Но дело, кажется, движется к развязке.
Статьи из дореволюционной литературы
 
Из книги «Из русской жизни и природы. Рассказы для детей Е. Водовозовой. Часть первая», С.-Петербург, 1871.

Горох

В деревнях летом трудно лакомиться гостинцами: там нет ни кондитерских, в которых столько вкусных конфет и пирожных, ни фруктовых лавок, с искусно засахаренными плодами, пряниками, леденцами и другими сластями, как в городах.
В деревнях не показываются даже и разносчики с лотками на головах, как это мы видим на даче. Вот поэтому и приходится обзаводиться своими гостинцами. Можно даже так распорядиться, что они будут поспевать один за другим, и в продолжении всего года у вас будет чем лакомиться. Отошла крупная, садовая земляника, глядишь, уж созрела и клубника; в то же время любители зелени могут иметь редиску, репу, морковь, а вон и молодые стручья гороха, малина – белая и красная, смородина – красная, черная и белая, бобы и горох, крыжовник – крупный, мохнатый и мелкий, гладкий – красный и зеленый и, наконец, когда все это начинает отходить, поспели яблоки, груши и другие плоды. Все это в деревнях, под разными видами, сохраняют на зиму.
А сколько удовольствия, здорового и разумного труда в уходе за этими растениями! Вы приготовляете грядки, рассаживаете кустики земляники и клубники, садите горох и бобы, сеете мак, подсолнечники, огурцы, ходите каждый вечер поливать гряды, помогаете выпалывать дурную траву, чтоб она не заглушила посадков, видите, как все это живет, подрастает: вы бережно охраняете свои грядки, спасаете молодое растеньице от смерти. Конечно, при этом не без горя: то выпадет сильная роса, то град побьет, то утренник захватит.
А когда все созреет? О, право, гораздо приятнее есть все с тех грядок, которые мы сами обрабатывали и о которых сами заботились! Посмотрите, какой горох стал большой! Много детей стоит между грядками, между тем их совсем не видно из-за его высокой зелени. A зачем между этой зеленью сделана загородка из тонких деревянных колышков? И как это держатся на ней растения? Да вы посмотрите, какой у гороха стебель хоть и толстый, но слабый. Попробуйте вынуть несколько колышков: стебли эти так и полягут друг на друга.
В горохе каждая веточка оканчивается усами, которыми прицепляется за соседние стебли; стебли обвиваются друг около друга, перепутываются и в скором времени представляют смешанный ворох, в котором отсыхает то один, то другой стебель. Чтобы этого не было, и ставят деревянные колышки: усы обвиваются вокруг них и все растение держится прямо. На веточках, которые оканчиваются усами, сидят попарно листики.
Смотрите: они окружены ровными, но зазубренными краями. В тех местах, где от стебля отделяются веточки, сидят еще по 2 листа, совершенно особенной формы: оба они кругом обхватывают стебель, гораздо больше тех листьев, которые сидят на веточке, и края их к низу зазубрены. – А какой странный цветок у гороха! Впрочем, чашечка у него весьма обыкновенная: она состоит из 5-ти до половины сросшихся зеленых листиков, свободные края которых оканчиваются тонкими остриями. – Но зато как не похожи друг на друга и как не равны между собою четыре лепестка венчика! За зеленой чашечкой следует первый и самый большой лепесток, который снаружи обхватывает остальные. К низу он оканчивается коротеньким ноготком. За ним следует 2 лепестка, сидящие друг против друга. Они совершенно закрывают внутренний лепесток, который похож на лодочку. Где же тычинки и пестик? Их не видно; но, стоит только отвернуть эту лодочку, и они тотчас выглянут из неё. Чтобы хорошенько рассмотреть их, надо совершенно оборвать лепестки. Тогда мы увидим, что тычинок много и все они, кроме одной, которая совершенно свободна и отделена от других, внизу срослись в довольно высокую стенку; она окружает пестик и только с одной стороны остается щель, но и та прикрывается свободной тычинкой. Сверху этой стенки торчат тоненькие ниточки, на которых заметны желтые пыльники. Из средины тычинок возвышается мохнатая головка пестика, а завязь его скрывается за стенкой. Она постепенно разрастается и вот в ней уже на свет можно заметить темные точки – это будущие горошины. – Мало-помалу венчик и рыльце пестика отсыхает, тычинки опадают, завязь еще более разрастается и вот стручок гороха готов. Развернув стручок гороха по одному из его двух швов, мы увидим, что горошины сидят попеременно по обеим сторонам одного из этих швов на маленьких зеленых шнурочках.
Горох в деревнях сеют на полях. Когда он поспел, его скашивают и развешивают на рогатках и вбитых в землю кольях. Повисит он так на солнышке, его перевернут на другую сторону – чтобы сох ровнее. Но вот он совсем пожелтел и высох: тогда везут его на гумно и молотят. Засохший стебель – самый лучший корм для скота. Крестьянин смерил четвериками горох, рассыпал по кулям и повез на мельницу.
Много кушаньев делают крестьяне из гороховой муки: у них и лепешки пекут гороховые и кисель варят, а то и похлебку делают из гороха.
Священномученик Вениамин Васильевич Луканин (1875–1918 гг.)
 
Однажды, года два назад, мне попались в Интернете статьи Ситникова Михаила Григорьевича про Гражданскую войну в Пермском крае. Я сразу понял, что с этим человеком мне очень нужно встретиться, почувствовал, что через него получу ответы на вопросы, которые возникли при исследовании истории убийства священника Вениамина Луканина в конце 1918 года на станции Шабуничи. Вскоре после того, как я предпринял попытку установить контакт с Михаилом Григорьевичем, узнал, что его уже нет (он умер 30 апреля 2019 года).
Но Судьба всё-таки не миновала. Встреча с исследователем всё же состоялась, только в другом формате… По инициативе и содействии кандидата исторических наук Шумилова Евгения Николаевича я получил в пользование архив Ситникова М.Г. Нам передала его супруга Михаила Григорьевича Рузалия Назировна Ситникова 2 августа 2022 года, когда мы были у нее в гостях с Шумиловым Е.Н. Об этом я не мог и мечтать. Архив безусловно ценный, я уже много почерпнул из него. Евгений Николаевич называет Михаила Григорьевича специалистом номер один по Гражданской войне в Пермском крае. Сердечно благодарим Рузалию Назировну за этот дар! Сердечно благодарим Михаила Григорьевича за исследовательский труд, он теперь не пропадет, а будет преумножен!
Священномученик Вениамин Васильевич Луканин (1875–1918 гг.)
 
Село Чёрная, Краснокамский городской округ. Находится рядом с Шабуничами. Я был здесь 27 июля 2022 г. Два обелиска у старой школы, посвященные Гражданской войне. На одном из них надпись: «Ёлохов Иван Григорьевич в феврале 1919 года зверски зарублен колчаковцами». Думаю, что Ёлохов И.Г. был причастен или по крайней мере знал об расправе красными над о. Вениамином Луканиным и другими людьми у железнодорожной станции Шабуничи.

«…Иван Григорьевич Елохов – выходец из крестьянской семьи. Он горячо приветствовал победу Великой Октябрьской социалистической революции, поддерживал и защищал советскую власть.
В 1918 году на квартире у Елохова жил начальник охраны железной дороги и мостов, красноармеец. Они были друзьями и помогали друг другу.
Конец 1918 года. Красные войска вынуждены были отступать под натиском превосходящей силы колчаковцев. Пала Пермь. Иван Григорьевич понял, что ему лучше исчезнуть из своей деревни. Он уехал в деревню Зотичи на родину жены. Однако, уже в феврале 1919 года Ив. Григорьевич вернулся в Чёрную…».

Из рукописной статьи «Обелиск у сельсовета (газета «Краснокамская звезда» 29 ноября 1977 г.)», подписанной П.П. Петерсом. Статья хранится в музее Черновской средней общеобразовательной школы.
Изменено: Сергей Огарышев - 06.08.2022 16:54:18
Священномученик Вениамин Васильевич Луканин (1875–1918 гг.)
 
На днях мне посчастливилось познакомиться с Печенициным Алексеем Васильевичем, бывшим начальником железнодорожной станции Шабуничи. Он проработал на станции с 1973 по 1990 год, но за это время ни разу не слышал о шабунической расправе 1918 года. После моего рассказа эта история сразу-же тронула его и вызвала живой интерес. Алексей Васильевич пообещал мне содействие в деле. Он также сообщил, что с 1962 года по 1966-й учился в школе в селе Чёрная, которое находится рядом с Шабуничами, и здесь закончил её (до 1962 года Печеницин А.В. учился в Шабуничах). Учителем-историком у них был Петерс Петр Петрович, он вел краеведческий кружок, вместе с детьми занимался изучением истории Гражданской войны. Но Алексей Васильевич так же ни разу не слышал от Петра Петровича никакой информации о том событии в Шабуничах, о котором поведал ему я.
Священномученик Вениамин Васильевич Луканин (1875–1918 гг.)
 
Оказывается, раньше, в 1926 году Ленинский район впервые возник не в центре Перми, а рядом с городом. Районным центром Ленинского района было село Григорьевское. Можно предположить, что название района связано с селом Ленино, расположенным в нем. Если это так, то село играло какую-то немалую роль тогда. А Ленино это и есть Ново-Паинское, которое нас сейчас интересует.

Карта и таблицы приведены из статистического справочника «Пермский округ Уральской области, 1926 г.».
Изменено: Сергей Огарышев - 28.07.2022 11:12:11
Священномученик Вениамин Васильевич Луканин (1875–1918 гг.)
 
Еще одно свидетельство об убийстве о. Вениамина Луканина – из газеты «Свободная Пермь» №58 от 27 марта 1919 г. Она издавалась в Перми в 1919 году, когда здесь были белые.

«Жертвы коммунистов. На ст. Шабуничи 24 марта при очистке от снега канавы, что около полотна дороги, найдено 17 трупов крестьян Новопаинской волости Оханского уез. и 2-х священников, из которых в одном опознан свящ. с. Новопаинского о. Вениамин Луканин. Погибшие потерялись давно и лишь теперь найдены изрубленными в канаве под грудами снега».

Оказывается, «Погибшие потерялись давно»… Отсюда следует, что о казни и об её месте продолжительное время людям в этой местности ничего не было известно.
Изменено: Сергей Огарышев - 26.07.2022 10:47:24
Священномученик Вениамин Васильевич Луканин (1875–1918 гг.)
 
«Ленино. Село в Нытвенском р-не. Известно с 1725 г. как д. Кулямина (назв. связано с Евдокимком Яковлевым сыном Кулямой, жившим в 1700 г. в д. Юркавож). После постройки в ней в 1862 г. церкви получило назв. с. Ново-Паинское. В первые годы сов. власти переименовано в честь В.И. Ленина».

Из краткого историко-топонимического справочника «Твоя малая родина» Е.Н. Шумилова (3-е издание, испр. и доп., Пермь, 2005).
Священномученик Вениамин Васильевич Луканин (1875–1918 гг.)
 
Свидетельство об убийстве о. Вениамина Луканина из газеты «Освобождение России» №104 от 15 мая 1919 г. Газета издавалась в Перми в 1919 году, когда здесь были белые.

«По губернии.
По пути отступления красных.


(Село Новопаинское, Оханского у.)

Большевики и здесь оставили следы своих преступлений. Вблизи села, у ст. ж. д. «Шабуничи», найдены в канаве, когда рабочие стали очищать снег, 16 трупов, в том числе два священника: села Ивановского, Соликамского у., И. Швецов, села Новопаинского В. Луканин, и церковный староста Некрасов с женой. Все жертвы зарублены, некоторые в одежде, а некоторые без одежды.
Далее, по дороге, от ж. д. ст. «Шабуничи» к селу Новопаинскому, найдены шесть трупов местных крестьян, в том числе б. вол. писарь.
Церковь в селе пострадала от брошенного снаряда, которым сорвало крышу с алтаря и разбило стекла у рам.
Земская больница потерпела от снарядов.
В окружности села в деревнях многие дома разбиты снарядами, выбиты стекла, а хлеб, скот и имущество увезено с собою красными.
Сколько бедствий нанесено большевиками населению, трудно учесть.

А. Р.»

В селе Новопаинское, теперь оно называется Ленино, до сих пор сохранился след попадания артиллерийского снаряда в здание. Смотрите на фотографии выбоину в кирпичной кладке.

Фотографии сделаны 5 октября 2019 г.
Изменено: Сергей Огарышев - 23.07.2022 08:54:54
Дарение медистого песчаника в музеи Пермского края
 
29 июня 2013 г. образцы медистого песчаника были переданы в еще один музей – Суксунский историко-краеведческий. Научный сотрудник музея Токарева Наталья Николаевна взамен подарила нам настоящий советский раритет – статуэтку «Хозяйка медной горы». За это мы ей очень благодарны.
Известняк
 
Еще один рассказ для детей из дореволюционного издания про производный материал из известняка – известь.

Из книги «Из русской жизни и природы. Рассказы для детей Е.Н. Водовозовой», С.-Петербург, 1905.

Кусочек извести

Учитель подает ученику кусочек извести и просит рассказать все, что он о ней знает:
– Этой известкой слепляют кирпичи, когда строят дом; разведут ее в воде, как жидкое тесто, и мажут: когда она высохнет, кирпич с кирпичом слепится так крепко, что не оторвешь.
– А знаешь, как ее приготовляют? Вот видишь ли: есть такие беловатые известковые камни, – известняк. Да ты сам, помнишь, собирал их. Такие камни жгут на огне: тогда и выйдет известь, только едкая, негашеная. До нее не дотрагивайся мокрой рукой – обожжет. Беда, как она вбирает воду. Нальешь на нее воды, она зашумит, закипит, раскалится, точно будто сердится, что ее водой окатили. От воды, ты знаешь, всякий огонь гаснет, а вот негашеная известь разгорается пуще: только пламени не видать, а пар столбом валит. Да та же вода и ее одолевает: напитается она водою, рассыплется в порошок и притихнет, – это и будет гашеная известь. Такую известь смело мни, меси руками с водою, мажь ею стены: она-то и склеивает кирпичи.
– Я теперь сам попробую раскалить на плите такой камешек, – заметил ученик учителю, – да потом полью водою; посмотрю, как он закипит.
– Ну, для этого нужны особые печи, где такой сильный жар, какого нет в наших печах, а все-таки можно попробовать и с маленькими кусочками. А ведь вот что еще. Ты видел на стенках кастрюлей такую белую накипь, когда мы жили в деревне. Мы там брали воду из колодца; когда кипятили эту воду, приготовляя кушанье, известь из нее и оседала на стенки. В колодезной воде часто очень много извести; и в речной она есть, да скоро оседает на дно. Значит, ты пьешь воду с известью, да не только пьешь, а и ешь ее.
– Разве человек может есть известку? Куры, кажется, действительно ее едят, но неужели и человек? Я однажды видел, когда у нас белили стены и на дворе насыпано было много извести, как курица глотала ее кусочки вместе с зернами, которые я бросал ей, но ведь курица такая глупая птица!
– Известь курице идет в прок: белая яичная скорлупка – та же известь. Но не только курица, а и ты ешь известь, только, разумеется, самыми маленькими крупинками, каких и глазом не заметишь. Известь всегда есть в воде и в земле, а из воды и земли она переходит в соки растений, в траву, которою кормится корова, овца. Значит, с травою она попадает и в корову, и в овцу. А ты сам ешь зелень и мясо, – следовательно, и в тебя попадает известь.
– Да куда же она во мне девается? – спросил ученик. – Вот если бы ее вошло в меня много, я бы стал крепок, как кирпичный дом!
– И в тебе с примесью известки очень крепкие части – кости. Возьми кости какого­нибудь животного: если их сжечь, то в золе можно найти и известь. Значит, известь есть в костях.
Дарение медистого песчаника в музеи Пермского края
 
Дарение медистого песчаника в музеи Пермского края

Самые первые образцы медистого песчаника мы подарили в Народный музей истории Пермского района в деревне Кондратово 18 июня 2013 года. Очень выразительные и красивые куски медной руды, с большим содержанием малахита и азурита, первенцы из наших находок.
Знакомство с музеем состоялось при содействии директора Пермского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Вагановой Елены Валерьевны, за что мы ее сердечно благодарим.

На коллективных фотографиях: Огарышев С.И., Огарышева Е.О., экскурсовод музея Конина Т.А., директор музея Ермолова Л.И., Глыбин Д.А.
Известняк
 
Из книги «ИЗ ПРИРОДЫ! Рассказы для детей по Герману Вагнеру (с немецкого)», С.-Петербург, 1870.

Простое и интересное описание известняка из дореволюционного издания. Современным детям очень стоит читать такие книги. В качестве иллюстрации к рассказу прилагаю космоснимок известкового карьера Большой Лог под Усть-Кишертью и фотографию негашеной извести. Карьер принадлежит Пермскому заводу силикатных панелей. Этот известняк идет на производство силикатных панелей и газобетона, из которых строятся жилые дома и производственные здания. Негашеная известь тоже с ПЗСП, эту кучку мне подарили на заводе в декабре 2014 года, была нужна для эксперимента. На ПЗСП тогда приезжал, чтобы узнать возможно ли использовать базальтовую фибру в производстве их бетонов.


ИЗВЕСТНЯК

Ты не раз видал известняк, гуляя по известковой горе, на которой растет зеленый лес, и так много красивых цветов. Помнишь место, где по скату горы тянутся поля со спеющим горохом и просом. Между зеленой травой и красивыми деревьями, подле пестрых цветов и яркого моху, известняк казался чем то странным. Цветом, а часто и формою он похож на кости, выбеленные солнцем. Тебе казалось, что ты стоишь на поле битвы, а самая гора – ничто иное как огромная груда костей. Каждый отдельный камень представлялся тебе безжизненным существом, давным давно умершим навсегда! А между тем на камень вовсе нельзя смотреть как на мертвеца – он живет по своему, и многое переживает. Терпеливо и спокойно лежат камни один подле другого, образуя гору; покорно без возражения допускают они каменщикам вырывать себя из горы, шлифовать и наконец строить из себя соборы, дворцы, фабрики и дома. Некоторые известковые глыбы разбиваются работниками на куски и нагружаются на тачки. Последуем за ними и посмотрим, что они будут делать. Они останавливаются пред каким то странным зданием. Это печь особенного устройства для обжигания извести. Для того, чтобы тебе было понятно, что они будут делать далее, нужно познакомить тебя с составом известняка. Каждая известковая глыба содержит в себе кроме известки еще углекислоту, совершенно бесцветный воздух или газ. Этот газ очень распространен в природе; он находится на земле, в воздухе, в воде, и образуется от гниения животных и растений, от сгорания разных веществ, а также от дыхания людей и животных. Он же выделяется при спиртовом брожении и придает игру пиву и шампанскому вину. Если бы нам вздумалось разрубить камень, то углекислоты в нем не окажется, мы её не найдем ни в одной из его впадин, а между тем весь камень состоит из мельчайших частиц углекислоты, соединившихся с такими же мельчайшими частицами известки. Даже с помощью самого сильного увеличительного стекла, чрез которое всякое крошечное зернышко кажется с гору, нельзя увидеть известь отдельно от углекислоты, так дружно они сплотились в одно вещество – в углекислую известь. Почему же знают, что там есть два различных тела, если их нельзя видеть? спросишь ты. Мы никогда бы и не знали ничего об этой тесной дружбе, если бы общий враг углекислоты и извести не открыл нам их тайну. Враг этот – огонь! И вот выгрузив тачки, рабочие укладывают в печь камни так, чтобы внизу оставалось под ними пустое пространство, а между ними узкие промежутки. Потом разводят сильный огонь, который поддерживают несколько дней сряду. Пламя охватывает каждый камень со всех сторон. Известняк накаливается, углекислота не может более держаться в нем, и стремится прочь. В виде легкого пара смешанного с черным дымом, который образуется от горения дров, вылетает она из трубы, и рассеивается в воздухе. Когда углекислота вполне испарится, каменщик гасит огонь; камни снова остывают. Однако лишенный друга, обожженный известняк чувствует сильную потребность соединиться снова с изгнанным товарищем. Его дурное расположение духа вследствие отсутствия углекислоты становится просто опасным. Рассерженная известь устраивает часто злые шутки с теми, которые неосторожно подходят к ней во время ее печали. Если подержать жженую известь несколько минут на влажной руке, или поднести ее к губам, то сейчас почувствуешь жестокую жгучую боль; в этом состоянии известь называют едкою. Зная, что для соединения с углекислотой ей прежде нужно погаситься водой, она чувствует сильное влечение к воде. «Воды! воды!» просит она, как путешественник в степи, измученный жаждою. Малейшие частицы воды, находящиеся в ее соседстве, она притягиваете к себе, и соединяется с ними, при чем шипит как кипяток на огне. Человек с обыкновенной своей сметливостью употребляете в дело жажду известки, когда ему нужно из чего либо удалить маленькие частицы воды и он не может этого сделать другим способом. Так напр. водочному заводчику бывает не легко отделить воду от спирта, ведь спирт и вода тоже такие приятели, которых трудно разлучить. Однако сродство известняка с водою гораздо сильнее; заводчик пользуется этим и наполняет мелко-истолченною известью сосуд, в который наливает спирт не вполне очищенный от воды. Известь отделяет от спирта воду и соединяет с ней. Таким образом фабрикант получает совершенно безводный спирт. Но попробуем утолить еще иначе жажду негашенной известки и будем наливать понемногу воды, на кусок ее весом в 3 лота. При этом мы увидим, что вода испаряется, а известь нагревается и рассыпается в мельчайший порошок, или известковую пыль. Как только камень распадется, перестанем поливать его. Полученный нами из камня порошок совершенно сух; но если взвесим его окажется в нем 4 лота. Лишний лот весу, произошел от воды, которую всосала известь. Точно также едкая известь распадается в порошок, когда долгое время лежит на воздухе; это случается опять таки потому что она втягивает в себя водяные частицы, находящиеся в воздухе и соединяется с ними. В земледелии известковая пыль идет на удобрение полей. Погашенная в большом количестве воды, часть которой кипит и испаряется, известь в виде белой каши употребляется для беления стен, или смешанная с песком служит в постройках цементом для связки кирпичей. Известняк имеет много и других друзей, с которыми он охотно соединяется, но никто ему так не мил как углекислота и вода, ни к кому он не стремится с такой силой. Здесь я рассказал вам дети только о его главных привязанностях, не желая утомить вашего внимания, но если это вас заинтересовало и вы пожелаете узнать в подробности все касающееся до извести, то я скажу вам, что вы узнаете это – и много, много других чудных вещей, если будете учиться химии и минералогии.
Изменено: Сергей Огарышев - 14.06.2022 01:23:14
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.



© 2012 – 2022. Краевед Прикамья

Все права защищены. Перепечатка только со ссылкой на авторский материал.
Разработка и поддержка: Рекламная студия «Рубин Системс»

Яндекс.Метрика   Top.Mail.Ru
Hand Made Studio MaryKat. Декоративные корабли для вашего интерьера.

×
Вход на сайт